Недавно были в эфире:
11:17 REEL - Обрядовая
11:13 RECKLESS LOVE - Hot
11:11 ПОСЛЕДНИЙ ПИОНЕР - Венчальная
10:58 RAMMSTEIN - Benzin
10:55 NITZER EBB - Let Your Body Learn
10:52 DAS ANIMATORS - Чика
10:49 ДЕКАБРЬ - Ой-ё
10:46 QUEEN - We are the Champions
10:43 BEEFETER - Кони
10:40 1OOOFACEZ - Robokingdom
10:36 F.P.G - Стремиться
10:33 BAND OF HORSES - The General Specific
Реклама
РАДА И ТЕРНОВНИК, Ногон Шумаров - "Укок"
09:1312.02.2014
Выпустив в 2005 году альбом "Заговоры", РАДА И ТЕРНОВНИК сосредоточились на концертной деятельности. Правда, в 2008 году у группы вышли DVD/CD-"Антология" и концертный DVD "Живое", а у Рады - акустический альбом "Колыбельная Для Кошки". Но событие, произошедшее два года назад, оказало решающее влияние на творчество коллектива и, собственно, стало причиной рождения новой концертной программы "Укок" и одноименного альбома.
Укок (алтай. - "слушая небеса" или "слово неба") - высокогорное плато на Алтае, на границе России и Китая, объект всемирного наследия ЮНЕСКО, обиталище снежного барса и других животных и растений, занесенных в Красную книгу. Это священное место для коренных алтайцев, которое считается точкой соприкосновения Земли и Неба. Укок покрывают несколько сотен древних курганов. Именно там в 1993 году новосибирскими учеными была найдена усыпальница знаменитой Алтайской Принцессы.
...В марте 2006 года президент В. В. Путин высказал идею о возможном создании новой транспортной трубопроводной системы под условным названием "Алтай". А полгода спустя на официальном сайте ОАО "Газпром" был опубликован Проект "Алтай". Предположительно газопровод должен был проходить через 54-хкилометровый участок российско-китайской границы на юге Республики Алтай и севере Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Следовательно, прокладка трубопровода неизбежно повлекла бы за собой разрушение большинства курганных захоронений...
Гринпис, Всемирный фонд дикой природы WWF и другие неправительственные организации - члены коалиции "Сохраним Укок" - на протяжении нескольких лет проводили кампанию по спасению этой священной земли.
Историю Укока Рада узнала от эколога Андрея Рогожина. Эта история сильно впечатлила и взволновала певицу, и она активно включилась в кампанию. В сентябре 2012 года родилась новая концертная программа, а еще через некоторое время она получила и студийное воплощение. По словам Рады, "Укок" - это не столько альбом, сколько "live in studio": в течение двух дней программа "Укок" была сыграна в студии, какие-то песни записывались по два-три раза; впоследствии были отобраны лучшие варианты, наложены дополнительные вокальные и инструментальные партии.
Но, самое главное, эта история каким-то мистическим образом повлияла на музыкальную составляющую. Как сказала в одном из своих интервью Рада, "Мы изменили звук почему-то. Потому что просто Укок его как-то диктовал". "Укок" стал экспериментальным не только для группы РАДА И ТЕРНОВНИК, но и для приглашенного на запись заслуженного артиста России, гуру алтайской музыки, кайчи (сказителя), певца, мультиинструменталиста, актера, режиссера-постановщика Ногона Шумарова.
Необычность подхода к музыке выразилась в инструментарии. Вы только вчитайтесь в состав участников записи: Рада - вокал, бубен, караталы, гром, кугиклы; Ногон Шумаров - вокал, варган, топшур (струнный щипковый инструмент горных алтайцев); Анжела Манукян (ВОЛГА) - вокал; Владимир Анчевский - гитары, бубен, гонги (большой, симфонический и ручной, звенящий колокольным звоном); Таис Кислякова - электровиолончель, гудящий барабан, бубен; Владимир Кисляков - бас-гитара; Дмитрий Синельников - ударные.
Музыкальная стилистика с трудом поддается определению: хард-арт-рок, прогрессив-рок, психоделия, готика, шаманизм, дарк-фолк, этника, world music... Все перечисленное здесь можно встретить в отдельности или в сочетаниях. Участники коллектива определяют свой стиль как "folk metal postindustrial". Мне же по прослушивании альбома безумно захотелось к каждой из приведенных характеристик добавить приставку "симфо": симфо-этно-психоделия, симфо-готик, sympho folk metal postindustrial" и т. п. Симфонизм проявляется, во-первых, в сложном строении большинства композиций. А завершающую альбом почти 15-минутную "Этническую" можно с полным правом назвать монументальной вокально-симфонической поэмой. Во-вторых, в предельной - но отнюдь не избыточной - насыщенности музыкальной фактуры. В кульминационных точках композиций звучание РАДЫ И ТЕРНОВНИКА уподобляется оркестровому. В-третьих, в тональном плане композиций, составляющих "Укок": здесь можно выделить лейт-тональность - ми-минор (Е-moll), в которой выдержаны две трети композиций. Вообще же в альбоме безраздельно господствуют минорные тональности.
Сущностная характеристика текстов Рады - неразрывная связь с русской народной поэтической системой. В ряде случаев эмоциональное состояние героини раскрывается через фольклорные образы; песенные фразы строятся по фольклорному принципу. Более того, стилизация под фольклорные тексты невооруженным глазом видна в ряде названий: "А Не Быть Ветрам", "А Придет Пора", "А Не Что-То - Все Исчезло", "Чудо Чудное", "На Перекрестье Трех Дорог", "Вопленица". При этом важно отметить, что фольклорность Рады принципиально отлична от фольклорности Башлачёва, Кинчева, Ревякина, Янки... Не стану более подробно останавливаться на этой теме: она тянет на фундаментальное исследование. Имеющий уши да услышит, а при желании еще и прочтет тексты в буклете.
"Укок" в основном состоит из песен, известных по предыдущим альбомам и концертным сборникам РАДЫ И ТЕРНОВНИКА, но заново аранжированных, даже, я бы сказал, критически переосмысленных: так, "Холодно" не просто хорошо спета, а и великолепно сыграна. В данном случае я имею в виду не только качество игры музыкантов, но и актерское мастерство Рады. Уверен, если бы Константин Сергеевич Станиславский услышал песню именно в этом варианте, непременно воскликнул бы: "Верю!" Каждая фраза, каждое слово, каждый звук произносятся настолько пронзительно, что действительно становится холодно и невесело, да так, что мурашки по телу... Танго "Саламандра" звучит в убыстренном темпе. Помещенная в нынешний культурный контекст, песня наполняется новым, принципиально иным философским содержанием: мы живем в век неуклонно повышающихся скоростей, всё куда-то спешим, торопимся, на восприятие прекрасного у нас не остается ни времени, ни желания. И то, о чем пелось в этой песне, для нас уже не имеет принципиального значения... "Улетая" здесь звучит гораздо тяжелее, чем в сборнике "Антология". Предлагаемая версия "А Не Что-То - Все Исчезло" строится на сопоставлении и взаимопроникновении двух культур: архаическая представлена древнерусскими заговорами, блестяще спетыми Анжелой Манукян, современная - композиционными приемами, характерными для музыки XX - XXI веков, а также "тяжелым" саундом группы. По-новому зазвучали и песни, в исполнении которых участвовал Ногон Шумаров: "А Не Быть Ветрам" и "Холодно" он украсил северным гортанным пением, а в ткань композиций "Потемнело" и "Этническая" органично вписались проговоренные им слова из алтайского эпоса.
Относительно новыми песнями можно назвать разве что "Чудо Чудное", "Вопленицу", "Крылья" и "Огнем И Мечом": они давно исполняются группой на концертах, но "альбомную прописку" получили лишь в 2013 году.
Особого внимания заслуживает "Колыбельная Змея" Ногона Шумарова - авторская композиция, в которой воспроизводится аутентичное, реликтовое пение под аккомпанемент топшура. Колыбельная поется от лица Змея. Она написана по мотивам алтайской сказки о человеке, который помог маленькому Змеенышу, за что Змеиный царь подарил ему священное яйцо Змеи. У горных алтайцев это - талисман Эргинэ, символ богатства и благополучия... Справедливости ради следует сказать, что у Ногона Шумарова также есть "Колыбельная Динозавра", "Колыбельная Козы", "Колыбельная Медведицы"...
Оформление альбома, созданное барнаульским фотохудожником и дизайнером Игорем Хайтманом, оказывает на слушателя такое же магическое воздействие, как и музыка. На 6-полосном диджипаке и в 16-страничном буклете помещены красивые фотографии плато Укок и концертное фото Ногона Шумарова с группой, сделанное московским фотографом и художником Джоном ТатАртом (Дмитрием Татаренко) во время совместного выступления в легендарной Горбушке на съемках ток-шоу "Горбушкин звук" 16 декабря 2012 года. Заднюю сторону обложки освещает луч солнца - символ надежды, которой суждено было сбыться.
30 мая 2013 года ОАО "Газпром" выступило с официальным заявлением, в котором отказалось от плана строительства газопровода через Укок. Слава богу, сомнительное намерение так и осталось в сфере утонченной теории. Народная поговорка гласит: "Хорошо все то, что хорошо кончается". Поэтому мы должны быть благодарны истории с Укоком. Хотя бы за этот чудесный альбом.
Диск вышел тиражом в 1000 пронумерованных экземпляров, весьма и весьма не характерным для издательства "Выргород". Хотелось бы от всей души пожелать, чтобы каждый экземпляр нашел своего не просто слушателя, а настоящего ценителя.
Укок (алтай. - "слушая небеса" или "слово неба") - высокогорное плато на Алтае, на границе России и Китая, объект всемирного наследия ЮНЕСКО, обиталище снежного барса и других животных и растений, занесенных в Красную книгу. Это священное место для коренных алтайцев, которое считается точкой соприкосновения Земли и Неба. Укок покрывают несколько сотен древних курганов. Именно там в 1993 году новосибирскими учеными была найдена усыпальница знаменитой Алтайской Принцессы.
...В марте 2006 года президент В. В. Путин высказал идею о возможном создании новой транспортной трубопроводной системы под условным названием "Алтай". А полгода спустя на официальном сайте ОАО "Газпром" был опубликован Проект "Алтай". Предположительно газопровод должен был проходить через 54-хкилометровый участок российско-китайской границы на юге Республики Алтай и севере Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Следовательно, прокладка трубопровода неизбежно повлекла бы за собой разрушение большинства курганных захоронений...
Гринпис, Всемирный фонд дикой природы WWF и другие неправительственные организации - члены коалиции "Сохраним Укок" - на протяжении нескольких лет проводили кампанию по спасению этой священной земли.
Историю Укока Рада узнала от эколога Андрея Рогожина. Эта история сильно впечатлила и взволновала певицу, и она активно включилась в кампанию. В сентябре 2012 года родилась новая концертная программа, а еще через некоторое время она получила и студийное воплощение. По словам Рады, "Укок" - это не столько альбом, сколько "live in studio": в течение двух дней программа "Укок" была сыграна в студии, какие-то песни записывались по два-три раза; впоследствии были отобраны лучшие варианты, наложены дополнительные вокальные и инструментальные партии.
Но, самое главное, эта история каким-то мистическим образом повлияла на музыкальную составляющую. Как сказала в одном из своих интервью Рада, "Мы изменили звук почему-то. Потому что просто Укок его как-то диктовал". "Укок" стал экспериментальным не только для группы РАДА И ТЕРНОВНИК, но и для приглашенного на запись заслуженного артиста России, гуру алтайской музыки, кайчи (сказителя), певца, мультиинструменталиста, актера, режиссера-постановщика Ногона Шумарова.
Необычность подхода к музыке выразилась в инструментарии. Вы только вчитайтесь в состав участников записи: Рада - вокал, бубен, караталы, гром, кугиклы; Ногон Шумаров - вокал, варган, топшур (струнный щипковый инструмент горных алтайцев); Анжела Манукян (ВОЛГА) - вокал; Владимир Анчевский - гитары, бубен, гонги (большой, симфонический и ручной, звенящий колокольным звоном); Таис Кислякова - электровиолончель, гудящий барабан, бубен; Владимир Кисляков - бас-гитара; Дмитрий Синельников - ударные.
Музыкальная стилистика с трудом поддается определению: хард-арт-рок, прогрессив-рок, психоделия, готика, шаманизм, дарк-фолк, этника, world music... Все перечисленное здесь можно встретить в отдельности или в сочетаниях. Участники коллектива определяют свой стиль как "folk metal postindustrial". Мне же по прослушивании альбома безумно захотелось к каждой из приведенных характеристик добавить приставку "симфо": симфо-этно-психоделия, симфо-готик, sympho folk metal postindustrial" и т. п. Симфонизм проявляется, во-первых, в сложном строении большинства композиций. А завершающую альбом почти 15-минутную "Этническую" можно с полным правом назвать монументальной вокально-симфонической поэмой. Во-вторых, в предельной - но отнюдь не избыточной - насыщенности музыкальной фактуры. В кульминационных точках композиций звучание РАДЫ И ТЕРНОВНИКА уподобляется оркестровому. В-третьих, в тональном плане композиций, составляющих "Укок": здесь можно выделить лейт-тональность - ми-минор (Е-moll), в которой выдержаны две трети композиций. Вообще же в альбоме безраздельно господствуют минорные тональности.
Сущностная характеристика текстов Рады - неразрывная связь с русской народной поэтической системой. В ряде случаев эмоциональное состояние героини раскрывается через фольклорные образы; песенные фразы строятся по фольклорному принципу. Более того, стилизация под фольклорные тексты невооруженным глазом видна в ряде названий: "А Не Быть Ветрам", "А Придет Пора", "А Не Что-То - Все Исчезло", "Чудо Чудное", "На Перекрестье Трех Дорог", "Вопленица". При этом важно отметить, что фольклорность Рады принципиально отлична от фольклорности Башлачёва, Кинчева, Ревякина, Янки... Не стану более подробно останавливаться на этой теме: она тянет на фундаментальное исследование. Имеющий уши да услышит, а при желании еще и прочтет тексты в буклете.
"Укок" в основном состоит из песен, известных по предыдущим альбомам и концертным сборникам РАДЫ И ТЕРНОВНИКА, но заново аранжированных, даже, я бы сказал, критически переосмысленных: так, "Холодно" не просто хорошо спета, а и великолепно сыграна. В данном случае я имею в виду не только качество игры музыкантов, но и актерское мастерство Рады. Уверен, если бы Константин Сергеевич Станиславский услышал песню именно в этом варианте, непременно воскликнул бы: "Верю!" Каждая фраза, каждое слово, каждый звук произносятся настолько пронзительно, что действительно становится холодно и невесело, да так, что мурашки по телу... Танго "Саламандра" звучит в убыстренном темпе. Помещенная в нынешний культурный контекст, песня наполняется новым, принципиально иным философским содержанием: мы живем в век неуклонно повышающихся скоростей, всё куда-то спешим, торопимся, на восприятие прекрасного у нас не остается ни времени, ни желания. И то, о чем пелось в этой песне, для нас уже не имеет принципиального значения... "Улетая" здесь звучит гораздо тяжелее, чем в сборнике "Антология". Предлагаемая версия "А Не Что-То - Все Исчезло" строится на сопоставлении и взаимопроникновении двух культур: архаическая представлена древнерусскими заговорами, блестяще спетыми Анжелой Манукян, современная - композиционными приемами, характерными для музыки XX - XXI веков, а также "тяжелым" саундом группы. По-новому зазвучали и песни, в исполнении которых участвовал Ногон Шумаров: "А Не Быть Ветрам" и "Холодно" он украсил северным гортанным пением, а в ткань композиций "Потемнело" и "Этническая" органично вписались проговоренные им слова из алтайского эпоса.
Относительно новыми песнями можно назвать разве что "Чудо Чудное", "Вопленицу", "Крылья" и "Огнем И Мечом": они давно исполняются группой на концертах, но "альбомную прописку" получили лишь в 2013 году.
Особого внимания заслуживает "Колыбельная Змея" Ногона Шумарова - авторская композиция, в которой воспроизводится аутентичное, реликтовое пение под аккомпанемент топшура. Колыбельная поется от лица Змея. Она написана по мотивам алтайской сказки о человеке, который помог маленькому Змеенышу, за что Змеиный царь подарил ему священное яйцо Змеи. У горных алтайцев это - талисман Эргинэ, символ богатства и благополучия... Справедливости ради следует сказать, что у Ногона Шумарова также есть "Колыбельная Динозавра", "Колыбельная Козы", "Колыбельная Медведицы"...
Оформление альбома, созданное барнаульским фотохудожником и дизайнером Игорем Хайтманом, оказывает на слушателя такое же магическое воздействие, как и музыка. На 6-полосном диджипаке и в 16-страничном буклете помещены красивые фотографии плато Укок и концертное фото Ногона Шумарова с группой, сделанное московским фотографом и художником Джоном ТатАртом (Дмитрием Татаренко) во время совместного выступления в легендарной Горбушке на съемках ток-шоу "Горбушкин звук" 16 декабря 2012 года. Заднюю сторону обложки освещает луч солнца - символ надежды, которой суждено было сбыться.
30 мая 2013 года ОАО "Газпром" выступило с официальным заявлением, в котором отказалось от плана строительства газопровода через Укок. Слава богу, сомнительное намерение так и осталось в сфере утонченной теории. Народная поговорка гласит: "Хорошо все то, что хорошо кончается". Поэтому мы должны быть благодарны истории с Укоком. Хотя бы за этот чудесный альбом.
Диск вышел тиражом в 1000 пронумерованных экземпляров, весьма и весьма не характерным для издательства "Выргород". Хотелось бы от всей души пожелать, чтобы каждый экземпляр нашел своего не просто слушателя, а настоящего ценителя.
Источник: Г. Шостак, Наш НеФормат