Недавно были в эфире:
15:47 ДЕКАБРЬ - Ой-ё
15:44 NDNKBTZ - Photograph
15:41 THE OFFSPRING - You're Gonna Go Far, Kid
15:37 URBANISTERIA - Urbanisteria
15:34 AVRIL LAVIGNE - Bad Reputation
15:31 ВАКЦИНА - Нравишся ты мне!!!
15:27 EISBRECHER - Fakk
15:24 ДЖИНСЫ ТАРКОВСКОГО - Айтрек
15:19 LUMEN - Голоса Мира
15:16 EGYPT CENTRAL - Over And Under
15:13 МАШНИН И ДРОНСКИБИТ - Все как у людей
15:09 GASMAC GILMORE - Fantastisch
Реклама
Рецензия: "Гупёшка"
23:4409.12.2017
«Картина не дает ответов; картина ставит вопросы».
7 декабря на одном из камерных показов в петербургском кинотеатре «Ленфильм», организованном порталом КиноАфишаInfo, режиссер Влад Фурман в компании оператора Кирилла Машковича и актеров-исполнителей главных ролей Нелли Поповой и Михаила Разумовского представил кинокартину «Гупёшка» - отличный пример того, как без заоблачного бюджета и спецэффектов, имея в активе только энтузиазм и профессионализм съемочной группы, можно снять качественное и необычное кино.
«Гупёшка» выросла до широкоэкранного формата из одноименной пьесы Василия Сигарева, которая с успехом идет в театрах уже больше десяти лет, и это не могло не сказаться на ее киноверсии. Фильм, по сути, диалог героев в реальном времени: два часа из жизни людей воплощены в два часа на экране. «Гупёшка» - некоммерческое кино без продюсеров и миллионных бюджетов, увидевшее свет только благодаря тому, что небольшая команда неравнодушных к своему делу профессионалов поверила в успех материала и формата у широкой аудитории и сумела довести дело до конца. Всего две недели последовательного съемочного процесса в одной из петербургских квартир, минимум декораций и реквизита и акцент на переживаниях героев – и результатом становится картина, способная вывернуть зрителя наизнанку и вызвать целую гамму эмоциональных переживаний.
Очень больно – два слова, сопровождающие два часа просмотра. Несмотря на желание авторов уйти от прямого реализма в притчу, но без излишних нравоучений и морализаторства, история получилась настолько жизненной, а персонажи настолько нарицательными, что жуть берет. Очень сложно избавиться от ощущения, что подглядываешь за реальными взаимоотношениями настоящих людей. Возможно, немалую роль в этом сыграло то, что сюжет пьесы написан с реального прототипа: Василий Сигарев был знаком с женщиной, судьба и речевые особенности которой в гипертрофированной форме и составили повествование. Сюжет фильма предельно прост: Тамара (Нелли Попова) встречает у подъезда Пашу (Евгений Баранов) – одинокого мужчину с бутылкой вина и желанием поговорить. Напросившись в гости, мужчина, а за ним и зритель узнает, что бедная женщина находится в эмоциональной зависимости от мужа – жестокого и беспринципного человека, которого отец Тамары принудил вывезти ее, беременную, из деревни. Ленечка (Михаил Разумовский) подогревает веру Тамары в то, что за это она обязана принадлежать и подчиняться ему, и издевается над ней морально и физически. Чем не абстрактная и проходная на первый взгляд картина об абьюзивных отношениях? И почему она вызывает столько эмоций, если истории о таких отношениях для современного кинематографа не такая уж редкость?
Принцип прост и изящен: ничего лишнего. Ничего, что отвлекало бы зрителя от главных героев и их переживаний. Сюжет строится по принципу классицизма: единство времени – два часа из жизни; единство места – квартира Тамары и Ленечки – и три основных персонажа, на диалогах и действиях которых держится эмоциональный накал. Задача перед съемочной группой стояла титаническая: сделать так, чтобы пересыщенный голливудской динамикой повествования зритель не просто проникся историей, но и не заскучал, ведь большая часть сюжета строится лишь на спрессованном во времени общении трех героев, и первый час фильма – просто диалог между Тамарой и Пашей. Но именно этот диалог – основа повествования, за час разговора судьба героини должна была тронуть и заинтересовать зрителя, иначе стремительно развивающаяся линия персонажей во второй части фильма обессмыслилась бы. И тут в помощи раскрытию сюжетных линий стоит выделить работу операторов и реквизиторов. Минимум декораций располагал к тому, чтобы проработать каждую мелочь детально, связать ее с повествованием, что снова напоминает о театральной природе «Гупёшки», где каждая вещь что-то означает. Надтреснутые фужеры, гаснущий в нужный момент фонарик, горячий чайник, прилипающий к линолеуму – все это не только заполняет пространство квартиры, но и характеризует ее обитательницу, красноречиво говорит зрителю о ее настроении, состоянии; все в комнате – результат действий персонажей. Фильм снят в черно-белой цветовой гамме, что придет его образам контраст, делает их запоминающимися. По словам оператора Кирилла Машковича, съемочная группа долго спорила, не оставить ли фильм цветным – ведь художник Андрей Васин старался над каждой деталью. В итоге было решено, что монохром избавит картину от бьющей по глазам реалистичности и придаст ему более художественный тон повествования. Вообще операторская работа – один из бриллиантов фильма. Эстетика каждого кадра здесь сливается с его художественной информативностью при минимальной наполненности средствами художественной выразительности, и просто красивая картинка обретает настроение, динамику посредством ракурсов, присущих определенному персонажу (например, Лёнечку часто снимают снизу, чтобы придать его фигуре значительность), смены планов и фокуса на той или иной детали.
Но вернемся к основе сюжета – главным и по совместительству единственным героям фильма. По словам Влада Фурмана, каждый из них – собирательный образ одного из человеческих типов, возведенных при этом в абсолют: Тамара – несчастная жертва насилия со стороны мужа и привязанная к нему до исступления, которая живет в состоянии аффекта и даже не осознает того, насколько сильно страдает; запуганная и униженная. Ленечка – самовлюбленный тиран и подонок, который на ровном месте ищет повод, за что бы на этот раз покарать бедняжку-жену и упивается своей властью над ней. Его хочется размазать по стенке, собрать и размазать снова, что заставляет восхититься актерской игрой Михаила Разумовского, у которого в жизни даже мимика не имеет ничего общего с его персонажем. Паша – уже немолодой на первый взгляд, бесхарактерный и безвольный мужчина, оказавшийся не в то время не в том месте, но способный, тем не менее, на решительные поступки в нестандартной ситуации. Казалось бы, это все, что мы о характерах героев знаем: взаимодействия с другими персонажами не будет, как не будет и возможности для героев проявить себя с другой стороны – персонажи контрастны, как и картинка, поделены на черное и белое. Их диалоги при всей жизненной простоте и сохранении деревенских речевых особенностей Тамары в угоду стилистике притчи усилены привязкой к сложившимся образам и этим доведены до абсурда настолько, что сперва вызывают смех, после – недоумение (неужели так бывает?), а в конце боль, смешанную с яростью (потому, что осознаешь, что действительно бывает, а бывает и хуже). И именно это осознание бьет по зрителю, заставляя сопереживать на первый взгляд карикатурным героям: даже самое уродливое преувеличение может оказаться реальной историей в семье, живущей по соседству. Сколько таких Ленечек проживает на свете? Сколько Тамар встречает рассвет с человеком, уничтожившим их? И слова Нелли Поповой, в жизни потрясающе красивой и мудрой женщины, о том, что почти после каждого спектакля к ней подходит женщина с похожей историей, говорят красноречивее цифр. А она, к слову, играет эту роль уже 13 лет…
Я очень надеюсь, что помимо камерных показов в Москве и Петербурге картина «Гупёшка» дойдет до зрителя и в широком прокате. Несмотря на некоторую специфичность диалогов и сюжета фильм не назовешь авторским или арт-хаусным проектом «не для всех». Я уверена, что картины такого рода необходимо финансировать и выпускать в массы, чтобы реабилитировать российское кино на мировом рынке: в России всегда умели снимать драму и воздействовать на чувства зрителя. Но почему-то именно такие фильмы как правило либо уходят на телеканалы, либо довольствуются лишь камерным прокатом и до массового зрителя не доходят. А жаль.
Екатерина Бегетнева
7 декабря на одном из камерных показов в петербургском кинотеатре «Ленфильм», организованном порталом КиноАфишаInfo, режиссер Влад Фурман в компании оператора Кирилла Машковича и актеров-исполнителей главных ролей Нелли Поповой и Михаила Разумовского представил кинокартину «Гупёшка» - отличный пример того, как без заоблачного бюджета и спецэффектов, имея в активе только энтузиазм и профессионализм съемочной группы, можно снять качественное и необычное кино.
«Гупёшка» выросла до широкоэкранного формата из одноименной пьесы Василия Сигарева, которая с успехом идет в театрах уже больше десяти лет, и это не могло не сказаться на ее киноверсии. Фильм, по сути, диалог героев в реальном времени: два часа из жизни людей воплощены в два часа на экране. «Гупёшка» - некоммерческое кино без продюсеров и миллионных бюджетов, увидевшее свет только благодаря тому, что небольшая команда неравнодушных к своему делу профессионалов поверила в успех материала и формата у широкой аудитории и сумела довести дело до конца. Всего две недели последовательного съемочного процесса в одной из петербургских квартир, минимум декораций и реквизита и акцент на переживаниях героев – и результатом становится картина, способная вывернуть зрителя наизнанку и вызвать целую гамму эмоциональных переживаний.
Очень больно – два слова, сопровождающие два часа просмотра. Несмотря на желание авторов уйти от прямого реализма в притчу, но без излишних нравоучений и морализаторства, история получилась настолько жизненной, а персонажи настолько нарицательными, что жуть берет. Очень сложно избавиться от ощущения, что подглядываешь за реальными взаимоотношениями настоящих людей. Возможно, немалую роль в этом сыграло то, что сюжет пьесы написан с реального прототипа: Василий Сигарев был знаком с женщиной, судьба и речевые особенности которой в гипертрофированной форме и составили повествование. Сюжет фильма предельно прост: Тамара (Нелли Попова) встречает у подъезда Пашу (Евгений Баранов) – одинокого мужчину с бутылкой вина и желанием поговорить. Напросившись в гости, мужчина, а за ним и зритель узнает, что бедная женщина находится в эмоциональной зависимости от мужа – жестокого и беспринципного человека, которого отец Тамары принудил вывезти ее, беременную, из деревни. Ленечка (Михаил Разумовский) подогревает веру Тамары в то, что за это она обязана принадлежать и подчиняться ему, и издевается над ней морально и физически. Чем не абстрактная и проходная на первый взгляд картина об абьюзивных отношениях? И почему она вызывает столько эмоций, если истории о таких отношениях для современного кинематографа не такая уж редкость?
Принцип прост и изящен: ничего лишнего. Ничего, что отвлекало бы зрителя от главных героев и их переживаний. Сюжет строится по принципу классицизма: единство времени – два часа из жизни; единство места – квартира Тамары и Ленечки – и три основных персонажа, на диалогах и действиях которых держится эмоциональный накал. Задача перед съемочной группой стояла титаническая: сделать так, чтобы пересыщенный голливудской динамикой повествования зритель не просто проникся историей, но и не заскучал, ведь большая часть сюжета строится лишь на спрессованном во времени общении трех героев, и первый час фильма – просто диалог между Тамарой и Пашей. Но именно этот диалог – основа повествования, за час разговора судьба героини должна была тронуть и заинтересовать зрителя, иначе стремительно развивающаяся линия персонажей во второй части фильма обессмыслилась бы. И тут в помощи раскрытию сюжетных линий стоит выделить работу операторов и реквизиторов. Минимум декораций располагал к тому, чтобы проработать каждую мелочь детально, связать ее с повествованием, что снова напоминает о театральной природе «Гупёшки», где каждая вещь что-то означает. Надтреснутые фужеры, гаснущий в нужный момент фонарик, горячий чайник, прилипающий к линолеуму – все это не только заполняет пространство квартиры, но и характеризует ее обитательницу, красноречиво говорит зрителю о ее настроении, состоянии; все в комнате – результат действий персонажей. Фильм снят в черно-белой цветовой гамме, что придет его образам контраст, делает их запоминающимися. По словам оператора Кирилла Машковича, съемочная группа долго спорила, не оставить ли фильм цветным – ведь художник Андрей Васин старался над каждой деталью. В итоге было решено, что монохром избавит картину от бьющей по глазам реалистичности и придаст ему более художественный тон повествования. Вообще операторская работа – один из бриллиантов фильма. Эстетика каждого кадра здесь сливается с его художественной информативностью при минимальной наполненности средствами художественной выразительности, и просто красивая картинка обретает настроение, динамику посредством ракурсов, присущих определенному персонажу (например, Лёнечку часто снимают снизу, чтобы придать его фигуре значительность), смены планов и фокуса на той или иной детали.
Но вернемся к основе сюжета – главным и по совместительству единственным героям фильма. По словам Влада Фурмана, каждый из них – собирательный образ одного из человеческих типов, возведенных при этом в абсолют: Тамара – несчастная жертва насилия со стороны мужа и привязанная к нему до исступления, которая живет в состоянии аффекта и даже не осознает того, насколько сильно страдает; запуганная и униженная. Ленечка – самовлюбленный тиран и подонок, который на ровном месте ищет повод, за что бы на этот раз покарать бедняжку-жену и упивается своей властью над ней. Его хочется размазать по стенке, собрать и размазать снова, что заставляет восхититься актерской игрой Михаила Разумовского, у которого в жизни даже мимика не имеет ничего общего с его персонажем. Паша – уже немолодой на первый взгляд, бесхарактерный и безвольный мужчина, оказавшийся не в то время не в том месте, но способный, тем не менее, на решительные поступки в нестандартной ситуации. Казалось бы, это все, что мы о характерах героев знаем: взаимодействия с другими персонажами не будет, как не будет и возможности для героев проявить себя с другой стороны – персонажи контрастны, как и картинка, поделены на черное и белое. Их диалоги при всей жизненной простоте и сохранении деревенских речевых особенностей Тамары в угоду стилистике притчи усилены привязкой к сложившимся образам и этим доведены до абсурда настолько, что сперва вызывают смех, после – недоумение (неужели так бывает?), а в конце боль, смешанную с яростью (потому, что осознаешь, что действительно бывает, а бывает и хуже). И именно это осознание бьет по зрителю, заставляя сопереживать на первый взгляд карикатурным героям: даже самое уродливое преувеличение может оказаться реальной историей в семье, живущей по соседству. Сколько таких Ленечек проживает на свете? Сколько Тамар встречает рассвет с человеком, уничтожившим их? И слова Нелли Поповой, в жизни потрясающе красивой и мудрой женщины, о том, что почти после каждого спектакля к ней подходит женщина с похожей историей, говорят красноречивее цифр. А она, к слову, играет эту роль уже 13 лет…
Я очень надеюсь, что помимо камерных показов в Москве и Петербурге картина «Гупёшка» дойдет до зрителя и в широком прокате. Несмотря на некоторую специфичность диалогов и сюжета фильм не назовешь авторским или арт-хаусным проектом «не для всех». Я уверена, что картины такого рода необходимо финансировать и выпускать в массы, чтобы реабилитировать российское кино на мировом рынке: в России всегда умели снимать драму и воздействовать на чувства зрителя. Но почему-то именно такие фильмы как правило либо уходят на телеканалы, либо довольствуются лишь камерным прокатом и до массового зрителя не доходят. А жаль.
Екатерина Бегетнева
Источник: Радио ШОК